Евгений Михайлович Сватков (evgenii_svatkov) wrote,
Евгений Михайлович Сватков
evgenii_svatkov

Кудрин взял реванш

http://www.nakanune.ru/articles/113055

Государственная дума приняла в первом чтении законопроект, который направлен на применение бюджетного правила. Что за бюджетное правило? Нефтегазовые доходы, выше цены отсечения $40 за баррель нефти, направляются не на расходы, а на пополнение Резервного фонда.

Как бы странно ни прозвучало, законопроект также направлен на фактическое уничтожение Фонда национального благосостояния и на фактически решенный вопрос об объединении ФНБ с Резервным фондом. Снова возвращаемся к Стабилизационному фонду "Кудрина".

В недавно подписанных президентом изменениях в бюджет Правительство (Минфин) вынимает из экономики доходы от нефти при цене свыше $40 за баррель, хранит эти средства отдельно и не пополняет ими Резервный фонд в текущем году, хотя именно для таких средств Резервный фонд и создавался.

Накопленные сверхдоходы от нефти свыше цены отсечения $40 за баррель будут передаваться в Резервный фонд не в текущем, а только в следующем, 2018 году. Такой правовой конструкции в законе, т.е. Бюджетном кодексе, не существовало, соответствующие нормы бюджетного правила были приостановлены.

Кроме того, в Бюджетном кодексе также отсутствовали нормы о праве направления средств ФНБ на финансирование дефицита федерального бюджета. Правительство вместо того, чтобы найти другой источник финансирования, выдумывало схемы и формулировки, которые позволяют использовать средства ФНБ в обход требований Бюджетного кодекса.

Принятым в первом чтении законопроектом Правительство фактически узаконивает весь этот правовой беспредел, который был на протяжении последних двух лет.

Законопроект крайне неудачен и ведет к существенным для экономики России последствиям.

При принятии изменений в бюджет 2017 года многие соглашались, что $40 - это мало. Консенсус был в районе 50$. Изъятие доходов свыше цены отсечения обескровливает экономику. Это ограничивает и так уже существующий дефицит денег в экономике.

А что же предлагает Правительство? $40 и ежегодная индексация указанной цены на 2% ежегодно, начиная с 2018 года. Как мотивируют установление именно такой планки в $40? Например, говорят, что на долгосрочный равновесный уровень нефтяных цен будет оказывать понижающее давление предложение американской сланцевой нефти. Причем ссылаются на прогноз Всемирного банка и предлагают рассмотреть вариант, когда фактический структурный уровень цен на нефть может оказаться ниже базового уровня в $40 и потребуется его корректировка.

Но подождите. В случае если цена отсечения будет установлена ниже $40, полностью обескровится федеральный бюджет в части доходов. Расходы нужно будет резать по живому значительно выше недавних ставших притчей во языцех минфиновских 10%-ных секвестров бюджета. Значительная часть нефтегазовых доходов будет аккумулироваться в Резервном фонде, и уже из него Правительство будет финансировать расходы бюджета. Причем своими решениями, без Государственной думы, без парламентского контроля, как обычно водится, когда Правительство ежегодно просит право потратить 200-500 млрд на разные цели.

Предварительные основные характеристики федерального бюджета на 2018-20 годы предполагают дефицит федерального бюджета на уровне 1,6% ВВП в 2018 году. В 2019 году планируется дефицит уже в 0,9% со снижением его до 0,8% в 2020 году. В рамках предлагаемого законопроектом бюджетного правила осуществить такое существенное сокращение дефицита федерального бюджета возможно только в случае сокращения расходов. Объявленное недавно на заседании правительства 2-процентное сокращение незащищенных статей расходов уже с 2018 года фактически подтверждает предположения, ранее высказанные "Справедливой Россией".

На самом деле, чуть меньше половины расходов бюджета носит непрограммный, или "незащищенный", характер. Нововведение о 2-процентном сокращении незащищенных статей расходов вообще странное. Откуда взята цифра 2%, почему не 1% или 5%, или, как любил Минфин, секвестировать бюджет на 10%?

Кроме того, Резервный фонд Правительства на 98% расходуется на текущие нужды, на расходы, которые можно было бы предусмотреть и при планировании трехлетнего бюджета, а не в процессе его исполнения. Ведь такое расходование вообще противоречит целям Резервного фонда Правительства, который прежде всего предусматривался для финансирования непредвиденных расходов, а не текущих, как это происходит в настоящее время.

Такие предложения снова ведут к тому, что Правительство просто в обход Государственной думы и в обход необходимости внесения изменений в федеральный закон о бюджете будет тратить по своему усмотрению 2% или 77 млрд руб. Такая вот "заначка" Правительства из государственных финансов.

Использование средств ФНБ для финансирования дефицита федерального бюджета поставит крест на всём том, ради чего ФНБ изначально и создавался, а именно: на добровольных пенсионных накоплениях и на финансовой устойчивости Пенсионного фонда. Впоследствии средства ФНБ разрешили тратить на поддержку финансовой устойчивости корпорации ВТБ (до 7% от размера ФНБ) и на крупные инфраструктурные проекты (до 10% от размера ФНБ). Инфраструктурные проекты могут превратиться в супердолгострой.

В связи с этим становится понятна идея объединения ФНБ и Резервного фонда. В соответствии с предлагаемой конструкцией объем использования средств Резервного фонда не может превышать объем недополученных нефтегазовых доходов. Именно поэтому высказывается идея об объединении ФНБ и Резервного фонда.

Иными словами, в случае, если недополученные нефтегазовые доходы превышают объем используемых средств Резервного фонда, внутренние заимствования иссякнут, невозможно будет разместить ОФЗ, тогда Правительство залезет в ФНБ и направит часть его средств на погашение дефицита.

Кроме того, ФНБ лишается источника своего формирования в виде дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, и остаются в виде источника только доходы от управления средствами ФНБ.

На мой взгляд, это просто означает, что ФНБ умышленно обескровливается. Очевидно, снова для оправдания объединения ФНБ с Резервным фондом. Федеральный бюджет должен работать как инструмент развития экономики страны.

Дополнительные доходы от нефти и газа должны направляться на развитие несырьевого сектора экономики, на поддержку промышленности в первую очередь. А предлагаемые законопроектом меры фактически ведут к стерилизации денежной массы в масштабах, о которых не мечтали создатели Стабилизационного фонда в 2004 году. Правительство фактически ставит крест на планах по выводу экономики на новый виток экономического роста.

Экономист Дмитрий Ушаков, КМ.ру

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments